Владимир Путин совершит свой первый зарубежный визит в Турцию после переизбрания на новый президентский срок, обращает внимание автор «Карар» (03.04) после анализа факторов, способствовавших четвертой победе Владимира Путина на президентских выборах в России. Он отметил, во-первых, что в России многие годы нет серьезной оппозиции; во-вторых, одна из важнейших особенностей путинской России — усиление централистской политики и контроля над неправительственными организациями; в-третьих, в период подъема национализма по всему миру российский народ находит успешной внешнюю политику Владимира Путина.
В российско-турецких отношениях, может быть, не все гладко, пишет автор: негативное впечатление, оставленное «самолетным кризисом»; сохраняющийся визовый режим; разные конечные цели сторон в Сирии, несмотря на совместные усилия по установлению мира; тот факт, что Анкара разделяет взгляды Запада по вопросу Крыма, а Россия время от времени задействует курдскую карту на Ближнем Востоке. Но немало также сфер, в которых две страны сотрудничают друг с другом, более того, оба лидера придают большое значение таким проектам, как «Турецкий поток» и АЭС «Аккую». Не менее важны сделка по С-400, сотрудничество в торговле и энергетике, выработка сторонами политики в Сирии с учетом интересов друг друга.
С визитом Владимира Путина в Турцию 3–4 апреля отношения России и Турции перейдут на новую стадию, ожидает обозреватель «Сабах» (03.04). Президенты Путин и Эрдоган проводят 12-ю личную встречу, которая состоится «в тени напряженности» в отношениях России и Турции с западными странами, обращает внимание «Ени шафак» (03.04).
Россия и Турция имеют дело с похожими угрозами со стороны западного мира, и сближение двух стран идет на пользу им обеим, приходит к выводу журналист «Ени шафак» (04.04). Когда бы РФ и Турция ни сближались друг с другом, это всегда имело тяжелые последствия, добавляет колумнист «Хюрриет» (04.04).
60-летняя мечта Турции становится явью, сообщает «Стар» (03.04) в день проведения церемонии закладки фундамента первой турецкой АЭС «Аккую». Отмечается, что этот проект положит начало новой эре не только в энергетике, но и в других сферах в Турции: промышленности, здравоохранении, обороне. Эта инвестиция важна, с одной стороны, с точки зрения обеспечения альтернативного источника энергии, диверсификации и роста энергетического сектора, с другой, — с точки зрения развития новых отраслей промышленности и ядерных технологий.
Подчеркивается, что АЭС «Аккую» будет обеспечивать 10% потребностей Турции в электроэнергии, внесет большой вклад в безопасность энергоснабжения страны, а также откроет двери для углубления сотрудничества Турции с Россией во многих сферах, в частности, в сфере обороны («Ени шафак», 03.04; «Миллиет», 03.04; «Хабертюрк», 03.04).
Одна из главных ценностей АЭС «Аккую» — это передача технологий, убежден колумнист «Миллиет» (04.04). Отмечается, что в рамках этого проекта почти 600 турецких студентов получат специальное образование в России и наряду с инженерами, техническим персоналом «Аккую» выведут Турцию в ряды высокотехнологичных стран. Кроме того, данный проект сделает российско-турецкие отношения устойчивыми, независимыми от кризисов и текущих событий, укрепит связи двух стран с геополитической и стратегической точек зрения, придаст каждой из них особую силу в регионе.
С закладкой фундамента АЭС «Аккую» Россия стала настоящим «стратегическим партнером» Турции, делает вывод автор «Айдынлык» (04.04). Подчеркивается, что энергетическое сотрудничество Турции с Россией, которое углубляется параллельно политическому сотрудничеству в Сирии, идет на пользу Турции вопреки тому, что говорят некоторые «управляемые Европой защитники окружающей среды».
Отношения Турции и России выходят на небывалый уровень «стратегического партнерства», соглашается колумнист «Хюрриет» (04.04). Но при всей силе, исходящей от ядерных и военных технологий, в сфере гражданских технологий Россия не так далеко ушла вперед, отмечает автор. Такие ценности, как право и демократия, для России не имеют значения, поэтому Турция должна развивать отношения с Россией, но при этом не должна окончательно отрываться от Запада, заключает журналист.
Отмечалось, что в проекте АЭС «Аккую» сохраняются некоторые проблемы («Ватан», 03.04; «Медья гюнлюю», 02.04). Во-первых, напряженность, возникшая в отношениях Турции и России после «самолетного кризиса», ставит под сомнение изначально запланированные сроки реализации проекта. Во-вторых, есть проблема с турецкими инвесторами, которую в течение какого-то времени не удается решить, и которая также может задержать практическое претворение в жизнь этого проекта.
Согласно «Сёзджю» (03.04), с запуском строительства АЭС «Аккую» на повестке дня снова возникла критика по поводу того, что Турция гарантировала закупку электроэнергии с АЭС «Аккую» в течение первых 15 лет по цене 12,35 цента за киловатт-час. Подчеркивалось, что АЭС «Аккую» — это дорогой проект, судьба которого будет долго зависеть от состояния российско-турецких отношений («Дюнья», 05.04; «Хабертюрк», 05.04).
Еще никогда Турция не становилась настолько зависимой от какой-либо страны, как сейчас от России в энергетике, а это опасно с политической точки зрения, заключает обозреватель «Т24» (04.04). Отмечается, что в сфере природного газа Турция зависит от России на 53%, нефти — на 20%, каменного угля — на 33%, а теперь еще и в сфере атомной энергетики — на 100%.
Вопреки всем утверждениям о том, что Турция благодаря атомной энергии станет сильнее, миру на горьком опыте пришлось испытать, что ядерная энергия не только не дешева и не безопасна, ее использование, напротив, связано с высокими расходами и чревато рисками, комментирует автор «Биргюн» (06.04). К тому же никто, кроме Турции, еще не принимался за строительство АЭС на Средиземном море, при этом важнейшая проблема — хранение радиоактивных отходов.
Освещая саммит глав Турции, России и Ирана по Сирии в Анкаре, СМИ обратили внимание на тот факт, что вторая встреча такого рода проходит в период, когда США говорят о «скором уходе» из Сирии, а Франция — об отправке своих военных в эту страну («Медья гюнлюю», 02.04; «Биргюн», 03.04). Повестка дня этого саммита — «Сирия без США», пишет «Айдынлык» (04.04), и принятые на нем решения будут иметь критическое значение для спасения Сирии от оккупации.
Хотя страны — гаранты перемирия в Сирии — действуют совместно друг с другом, у них разные представления о будущем САР. И то, как далеко протянутся границы этого «временного объединения усилий», определит как развитие событий на поле боя, так и торг за закрытыми дверями, обращает внимание автор «Биргюн» (03.04). Во-первых, Башар Асад незаменим для Москвы и Тегерана в то время, как Анкара называет его «террористом» и настаивает на его уходе с поста президента.
<Еще один предмет разногласий — курды. Москва, в отличие от Анкары и Тегерана, не против предоставления курдам в Сирии автономного статуса, но пока, дабы не оттолкнуть от астанинского процесса Турцию и Иран, выступающих против курдской автономии, она занимает более мягкую позицию. В-третьих, радикальные исламистские структуры в Сирии: некоторым из них Турция покровительствует, а для России и Ирана это — «раковая опухоль, которую необходимо удалить». С этой точки зрения «лакмусовой бумажкой» станет Идлиб.
Трехсторонний саммит в Анкаре, по мнению автора «Тюркие» (04.04), важен в силу нескольких причин. Прежде всего ввиду отсутствия другой платформы, на которой предпринимались бы реалистичные усилия в сфере урегулирования сирийской проблемы. Во-вторых, диалог Анкары с Москвой и Тегераном способствует проведению Турцией операций против террористических организаций на территории Сирии. В-третьих, диалог трех стран в сфере урегулирования региональных проблем положительно сказывается на их экономических отношениях.
По итогам саммита основное внимание обращалось на тот факт, что на совместной пресс-конференции российский, турецкий и иранский лидеры сделали акцент на приверженности территориальной целостности Сирии, продемонстрировав единую позицию против политики США в САР («Айдынлык», 04.04; «Карар», 05.04; «Ени шафак», 05.04). США и западным странам, желающим разделить страну с помощью террористической организации PYD-РПК, был дан сигнал: территориальная целостность Сирии — красная линия; борьбу необходимо вести со всеми террористическими организациями; три страны объединят свои силы в этой борьбе.
Помимо единой позиции в пользу территориальной целостности Сирии, автор «Ени шафак» (05.04) в числе итогов саммита называет также продолжение работы над конституцией Сирии, восстановление инфраструктуры в разрушенной войной стране, обеспечение возвращения покинувших свои дома беженцев. Подчеркивается, после установления Турцией контроля над центром города Африн, — что обеспечило ей сильные позиции за одним столом с российским и иранским лидерами, — значение Турции для России и Ирана, сталкивающихся с давлением западного блока, еще более повысилось.
Астанинский процесс — единственный работающий механизм в направлении формирования будущего Сирии, приходит к выводу автор «Сабах» (06.04). По мнению колумниста «Хюрриет» (06.04), фотография трех лидеров, которые стоят рядом друг с другом, взявшись за руки, — важнейший признак того, что война в Сирии подходит к концу, а когда в этот кадр войдет и сирийский лидер Башар Асад, эта война моментально закончится.
На саммитах, состоявшихся в Анкаре при участии президентов России и Ирана, западной системе был дан ясный сигнал: «Турция не обречена на Запад», — пишет автор «Акшам» (05.04). Колумнист «Ватан» (05.04) задается вопросом: как сближение Турции с Россией повлияло и повлияет на отношения Турции с США, может ли Россия стать для Турции «новым союзником, который займет место США», можно ли положиться на Россию во всех вопросах?
Визит российского лидера Владимира Путина в Анкару, договоренности, достигнутые по этому случаю в ряде вопросов, проекты, которым было положено начало, показывают, что отношения Турции и России вступают в период самого тесного и интенсивного сотрудничества в своей истории, отмечает колумнист «Хюрриет» (05.04). Например, то, что Турция, будучи членом НАТО, заключила с Россией сделку по С-400, подразумевает «бросание вызова западному миру с точки зрения укоренившейся линии Турции во внешней политике». В результате сейчас мобилизуется колоссальный потенциал сотрудничества между Турцией и Россией, и по мере претворения в жизнь амбициозных проектов между двумя странами возникает в полном смысле взаимозависимость.
Эта степень зависимости, вне сомнения, будет подталкивать обе стороны действовать с определенной аккуратностью по отношению друг к другу, а российское измерение будет все больше преобладать во внешней политике Турции. Тем не менее Россия, о каких бы крупных интересах ни шла речь, не является центром притяжения для Турции с точки зрения таких идеалов, как демократия, права человека, верховенство закона.
Анкара приближается к российско-иранской оси по нескольким причинам, полагает колумнист «Миллиет» (07.04). Во-первых, с США Турция не смогла построить такое партнерство; вторая причина — необходимость подключения к процессу сирийского урегулирования и России, и Ирана как главных сторонников Асада в Сирии. Все это не значит, что у Турции нет проблем с Россией и Ираном. Так, например, Россия стремится обеспечить участие PYD в процессе урегулирования, Иран сохраняет враждебную позицию по отношению к суннитским группам в Сирии и выступает против операции Турции в Африне. Поэтому можно сказать, что Анкара преследует «стратегию построения тонкого баланса между Западом и Россией».
|