“Роснефть” получит 30% российско-итальянского СП “Хеливерт”, выпускающего в подмосковном Томилино вертолеты AW139. Госкомпания планирует разместить твердый заказ не менее чем на 160 вертолетов AW189, пригодных для работы на шельфовых проектах (первые 10 машин придут из Италии). Источники на рынке считают, что при спаде частных заказов на технику закупки “Роснефти” могут помочь СП “Хеливерт”. Но эксперты отмечают, что на фоне санкций и низких цен на нефть не стоит рассчитывать на рост спроса нефтяников на вертолетные услуги, пишет “Коммерсантъ”.
“Роснефть” получит 30% в ЗАО “Хеливерт” — СП “Вертолетов России” (входят в “Оборонпром”, принадлежащий “Ростеху”) и итальянской Finmeccanica по сборке вертолетов в подмосковном Томилино. Соглашение об этом стороны подписали вчера. До этого СП было паритетным, теперь у “Вертолетов России” останется 30%, у итальянцев — 40%. Условия вхождения в капитал СП не раскрываются.
О том, что “Роснефть” станет новым стратегическим партнером в СП, стало известно в самом конце декабря 2014 года. Нефтекомпания обещала загрузить мощности предприятия, став пилотным заказчиком вертолетов, но уже другой модели — AW189 с максимальной взлетной массой 8,3 т. Источник, близкий к ситуации, поясняет, что “”Роснефть” всегда входит в состав акционеров там, где видит для себя стратегическое направление”. В июне помощник президента РФ Юрий Ушаков оценил инвестиции в проект в €3 млрд до 2025 года.
В “Роснефти” пояснили, что участие в СП снизит “затраты на закупку логистических мощностей” и “максимизирует эффективность операционной модели СП” за счет долгосрочного планирования. Управлять флотом будет структура госкомпании “РН-Аэрокрафт”. “Роснефть” намерена заказать у СП 150 AW189. В “Вертолетах России” говорят, что их сборка на “Хеливерте” начнется в конце 2017 года с поэтапной локализацией производства. По данным источника, локализация рассчитана до 2025 года, ее уровень — не менее 50%. В Finmeccanica не ответили на запрос.
Многоцелевой вертолет AW189 разработан AgustaWestland для шельфовых проектов, поисково-спасательных операций и других перевозок. Рассчитан на 16 пассажиров, дальность полета (с дополнительными баками) — 1111 км. В России будет проведена сертификация версии для шельфовых работ, для спасательного варианта и с противообледенительной системой. По данным издания, цена вертолета — более €15 млн.
С 2012 года на “Хеливерте” собирали вертолеты AW139 массой 6,4-6,8 т. Источник говорит, что производство продолжится, но поскольку “заказ на AW189 твердый, а на AW139 — плавающий”, основные мощности уйдут на заказы “Роснефти”. В “Вертолетах России” говорят, что сохранят площадку для AW139. Но первые 10 AW189 для “Роснефти” сделают в Италии, уточнил источник.
Источники на рынке считают, что сделка во многом “носит политический характер”: на фоне санкций российская сторона хочет показать, что международные проекты продолжены. “Сложная экономическая ситуация негативно влияет на спрос частных заказчиков на вертолетную технику. Приход “Роснефти” должен дать толчок развитию “Хеливерта”",— говорит один из них.
Сейчас крупнейшим поставщиком вертолетных услуг для “Роснефти” является “ЮТэйр” (выручка компании за 2013 год за вертолетные услуги в РФ и за рубежом — 20,1 млрд руб.). У группы около 350 вертолетов “Ми”, Ка-32 и зарубежных моделей. Источники замечают, что AW189 лучше годится для посадок на шельфовые платформы. Глава аналитической службы “Авиапорт” Олег Пантелеев говорит, что AW189 удовлетворяет требованиям операторов платформ, но добавляет, что на фоне санкций и низких цен на нефть спрос на вертолетные услуги сокращается. По его мнению, говорить о скорой реализации масштабных нефтяных проектов, а с ними и сборки вертолетов пока не приходится.
|