-->
Вчера в турецком Джейхане прошла церемония запуска строительства нефтепровода Самсун-Джейхан. Комиссар Евросоюза по энергетике Андрис Пибалгс официально приветствовал проект: «Дополнительные объемы нефти, ожидаемые в регионе в ближайшие годы, и растущая плотность потока морского транспорта в Черном море обуславливают приоритетность трубопроводной транспортировки нефти», пишет «Коммерсант«.
Самсун-Джейхан протяженностью 555 км соединит турецкие побережья Черного и Средиземного морей. Стоимость проекта оценивается в 1,5 млрд долл., начальная мощность — 50 млн тонн с возможностью расширения до 70 млн тонн в год. Эксплуатацию трубопровода предполагается начать в 2011 году. Оператор проекта — Трансанатолийская трубопроводная компания (TAPCO), основными акционерами которой являются турецкая Calik Group и итальянская Eni, миноритарными — Indian Oil и потенциально Shell (переговоры пока не завершены).
Доступ к нефтепроводу планируют дать всем желающим. Неделю назад, выступая на форуме «Трубопроводный транспорт-2007», о такой же формуле доступа к трубе, но для конкурирующего проекта Бургас-Александруполис, говорил глава департамента стратегии и зарубежных проектов «Газпром нефти» Николай Серегин. По его словам, квотирования доступа не будет, но дефицита пропускной способности трубопровода не возникнет, поскольку «есть альтернатива перевозок через разгруженные проливы». По словам господина Серегина, на простое в проливах нефтяники теряют 700-750 млн долл. в год, а зимой из-за пробок каждая тонна нефти обходится на 12-13 долл. дороже. На том же форуме глава «Транснефти» Семен Вайншток заявил, что соглашение по проекту Бургас-Александруполис может быть ратифицировано Госдумой до конца апреля.
Проект Бургас-Александруполис, согласование которого растянулось более чем на десять лет, был утвержден 15 марта. Для его реализации в январе создано ООО «Трубопроводный консорциум «Бургас-Александруполис». 33,34% в его уставном капитале принадлежит «Транснефти», по 33,33% — «Роснефти» и «Газпром нефти». ООО, по согласованной правительствами схеме, будет владеть 51% Международной проектной компании, которая будет работать над трубопроводом. Греции и Болгарии в ней будет принадлежать по 24,5%. Стоимость проекта — 1 млрд евро. Ранее сообщалось, что на доли Греции и Болгарии могут претендовать ТНК-BP и Chevron. Но, как следует из презентации господина Серегина, доля Греции уже распределена: 1% — государство, 23,5% — Hellenic Petroleum и Thraki. По данным источника Ъ, знакомого с планами Chevron, компания продолжает переговоры с Болгарией о вхождении в проект, поскольку лишь на гарантиях поставок нефти в эту трубу Россия готова вести переговоры с Chevron о расширении Каспийского трубопроводного консорциума. Источник, близкий к акционерам ТНК-BP, недавно говорил, что для компании проект не столь приоритетен и она не заинтересована в приобретении доли у зарубежных стран.
Между тем 3 апреля было подписано соглашение о строительстве нефтепровода Констанца-Триест мощностью 40 млн тонн в год. Совокупные мощности трех проектов даже без перспектив расширения и без учета действующего трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД, 50 млн тонн в год) составят 125 млн тонн в год. Между тем в 2006 году через черноморские проливы прошло только 95 млн тонн нефти.
Отраслевые эксперты не думают, что из трех проектов реализовано будет больше одного. Аналитик RusEnergy Игорь Ивахненко называет проекты Самсун-Джейхан и Констанца-Триест нереалистичными. «Проект «Транснефти» выглядит наиболее реальным, в него будут втянуты не только российские компании, но и объемы Chevron»,- полагает аналитик. По его словам, Россия уже не даст прироста объемов транспортировки в южном направлении — силы будут оттянуты на ВСТО, БТС-2. «В Казахстане нефти будет становиться больше, но с учетом расширения мощностей БТД до 75 млн тонн в год большого прироста он не даст», — отмечает господин Ивахненко. «По прогнозу, данному в 2006 году департаментом энергетики США, к 2010 году добыча нефти в каспийском регионе должна достичь 150 млн тонн в год, — добавляет аналитик МДМ-банка Андрей Громадин. — Половину объема поглотит Баку-Тбилиси-Джейхан, за остальные могут побороться трубопроводные проекты и транспорт в проливах». Аналитик считает, что проект Констанца-Триест «возможен в перспективе», но «сейчас речь может идти только о трубе Бургас-Александруполис», — пишет RusEnergy.
Нефтепродукты на eOil.ru
Просмотров: 290 |
Добавил: comkela1987
| Рейтинг: 0.0/0 |